1 сентября для зумеров: чем будет отличаться новое поколение - покажет перепись!
Более 20 млн представителей нового поколения Z перешагнут в этом году пороги российских школ и вузов. Они уже не такие, как поколение рожденных в 90-е годы. Кем они станут через 10 лет, как могут изменить страну и чем уже отличаются от предыдущих поколений пепси и миллениалов? Об этом расскажет Всероссийская перепись населения.
Сегодня социологи разных стран сходятся во мнении, что с середины XX века сменилось как минимум четыре поколения молодежи, имеющих свои уникальные черты и особенности. В том числе и в России. Набор их установок – отпечаток времени, в котором они родились, воспитывались, учились и входили в зрелую жизнь. Так, отличительные черты беби-бумеров (послевоенное поколение рожденных с 1944 по 1963 год, в эпоху беби-бума и оттепели): патриотизм, привычка работать в коллективе, готовность к самопожертвованию ради общественных интересов, хорошие навыки физического труда. Это поколение экономных, но уже получивших больше материальных возможностей людей. Особенности следующего поколения X (родившихся с 1964 по 1984 год, так называемого поколения пепси): стремление к индивидуальности и персональным предложениям, практичность, склонность как к экономии, так и к незапланированным покупкам. Их ценность – самореализация. Главная мотивация – деньги и карьера, которую они готовы строить десятилетиями на одном рабочем месте.
Особенность поколения Y (родившихся с 1985 по 2000–2003 годы, так называемых миллениалов) – большая зависимость от соцсетей. Они ценят эмоции, легко расстаются с деньгами и стремятся их быстро заработать, непостоянны, следят за лидерами мнений и зависимы от чужих суждений. Ценность – самовыражение. Главная мотивация – личностный рост. Готовы к переменам и многозадачности. Расскажем, какие еще отличия и особенности поколений X и Y в нашей стране позволили выявить Всероссийские переписи населения 2002 и 2010 годов. К примеру, в 2002 году численность россиян в возрасте от 15 до 29 лет (преимущественно поколение X) составляла 34,9 млн человек, в том числе городских жителей – 26,7 млн, сельских – 8,2 млн. В Нижегородской области наблюдалась следующая картина: численность жителей региона в возрасте от 15 до 29 лет составляла 791,2 тысячи человек, в том числе городских жителей – 646,8 тысяч, сельских – 144,4 тысячи. Доход от трудовой деятельности как единственный источник средств к существованию тогда назвали 13,9 млн (40,2%) представителей российской молодежи, стипендию – 525 тысяч человек (1,5%), находились на иждивении (на материальном обеспечении других людей, чаще всего родителей или родственников) 9,5 млн молодых людей (27,6%). Перепись 2010 года показала, что число россиян в возрасте от 15 до 29 лет (преимущественно поколение Y) сократилось до 32,5 млн человек. Примечательно, что в поколении Y заметно уменьшилось (на 2 млн – до 24,5 млн человек) число городских жителей, а количество сельчан осталось почти на прежнем с поколением X уровне – 8 млн человек.
По данным Нижегородстата, перепись 2010 года показала, что в Нижегородской области количество жителей в возрасте от 15 до 29 лет сократилось до 729 тысяч человек. Примечательно, что в нашем регионе в поколении Y также заметно уменьшилось число городских жителей (на 63,9 тысячи – до 582,8 тысяч человек), а количество сельчан увеличилось на 1,8 тысячи – до 146,2 тысячи человек. Трудовую деятельность как основной источник средств к существованию назвали 16,7 млн (52,9%) представителей поколения Y. На стипендию в 2010 году проживало 578 тысяч человек (1,8%).
Число иждивенцев в поколении Y насчитывало 11,5 млн человек (36,3%). Подобная информация с сопоставлением данных по регионам, полученных в ходе переписи, – находка для социологов. Она позволяет оценивать, как может в дальнейшем меняться общество, насколько заметно на него будет влиять очередное молодое поколение со своим набором жизненных установок, ценностей и потребностей. Также эта информация поможет выяснить, чего ждать от нового поколения Z (зумеров) – современных школьников и студентов, – которое стало зарождаться с начала 2000-х и уже вытесняет миллениалов.
Особенности зумеров: они всегда онлайн, быстро меняют цели и предпочтения, не признают авторитетов, для них важно разнообразие во всем. Деньги для них – не главное, но зумеры могут влиять на решения о покупках родителей. Ценности – саморазвитие, научные знания. Не представляют жизнь без цифровых технологий. Не привыкли к физическому труду. Кстати, благодаря характерным особенностям миллениалов –склонности к переменам и отказу от накопительства – сегодня активно развивается рынок аренды, так называемый шеринг: автомобилей, жилья, техники.
По мнению основателя и координатора российской школы теории поколений RuGenerations Евгении Шамис, миллениалы будут жить с такими установками и поддерживать их в обществе лет 15, но не факт, что новое поколение молодежи пойдет по их стопам. Социологи отмечают: зумеры уже не так склонны легко пробовать новые вещи и расставаться с ними. Это переносится и на межличностные отношения. Но это не все. Эксперты заметили, что сейчас вслед за техническим прогрессом поколения сменяются гораздо быстрее. На смену зумерам уже приходит очередное поколение Альфа – детей, о которых говорят, что они «рождены с планшетом в руках». Их установки и ценности еще предстоит изучить.
Но уже отмечается, что альфа отличаются большей любознательностью, чем предыдущие поколения. Узнать больше интересной статистической информации о зумерах и альфа, а также понять, что происходит сегодня с предыдущими поколениями молодежи – «иксами» и миллениалами, мы сможем уже скоро – по итогам Всероссийской переписи населения, которая пройдет в апреле 2021 года. Нижегородстат напоминает: главным нововведением предстоящей переписи станет возможность самостоятельного заполнения электронного переписного листа на портале Госуслуг. Переписаться также можно будет на переписных участках, в том числе в помещениях многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг.
Третий способ – обход жилых помещений переписчиками Нижегородстата. Они будут использовать планшеты со специальным программным обеспечением.