Вопросы и ответы

Предмет муниципального контроля в сфере благоустройства конкретизирован в положениях Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Это соблюдение правил благоустройства территории конкретного муниципального образования, в нашем случае «Правил благоустройства городского округа город Выкса Нижегородской области», утвержденных решением Совета депутатов городского округа город Выкса от 31.10.2017 № 95.

В настоящее время для проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом должны быть основания, перечисленные в п. 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - постановление Правительства). Например, к таким основаниям относятся данные, указывающие на угрозу причинения или факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; угрозу обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

В июне этого года внесены изменения в данное Постановление (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2023 г. № 1001). Теперь в случае если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Данное предписание является обязательным для исполнения.

В соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего муниципальный контроль, установлена административная ответственность. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Практика привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ имеется.

Разъясняет начальник отдела муниципального контроля администрации городского округа г.Выкса О.П. Бызова:

- Согласно частям 4 и 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 20 ЖК РФ, в отношении муниципального жилищного фонда.

В нашем г.о.г.Выкса муниципальный жилищный контроль осуществляется администрацией  городского округа город Выкса Нижегородской области, а именно отделом муниципального контроля в соответствии с положением, утвержденного решением Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области  от 28.10.2021г. №26 «Об утверждении положения о муниципальном жилищном контроле на территории городского округа город Выкса Нижегородской области».

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 января 2022 г. N 999-ОГ/16 сообщается, что  согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. В силу пункта 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Таким образом, функции по осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда относятся к функциям органов местного самоуправления. Муниципальный жилищный контроль является самостоятельным видом деятельности. В соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Так, в соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 20 ЖК РФ.

Таким образом, указанные положения устанавливают самостоятельное право проведения проверок органами государственного жилищного надзора в отношении жилищного фонда, и муниципального жилищного контроля, осуществляемого в отношении муниципального жилищного фонда. На основании вышеизложенного, в случае если в многоквартирном доме все жилые помещения относятся к муниципальному жилищному фонду, то отдел муниципального контроля вправе проводить проверку как этих помещений, так и общего имущества в таком доме, согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ. В том случае, если в многоквартирном доме одно или несколько (но не все) жилых помещений относятся к муниципальному жилищному фонду, то отдел муниципального контроля вправе проводить проверку только этих жилых помещений. При этом проверку общего имущества в таком доме, согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ, проводят органы государственного жилищного надзора.

В соответствии с п. 1 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) муниципальный земельный контроль на территории городского округа город Выкса проводит отдел муниципального контроля. Муниципальный земельный контроль осуществляется на основании решения Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области от 28.10.2021 № 23 «Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Выкса Нижегородской области».

Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение тех требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность (п. 2 ст. 72 Кодекса). При муниципальном земельном контроле проводятся:

1) профилактические мероприятия (ст. 45 Федерального закона № 248-ФЗ), которые являются более приоритетными, чем контрольные. Взаимодействие с контрольным органом при их проведении предусмотрено только в установленных случаях. При этом оно возможно только с согласия предпринимателя либо по его инициативе;

2) контрольные мероприятия. Исчерпывающий перечень видов таких мероприятий приведен в ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ. Ряд из них проводят при взаимодействии с юридическим лицом (например, инспекционный визит, выездная проверка и т.д.), другие – без участия юридического лица (например, выездное обследование).

В 2022 году был введен мораторий на плановые проверки, а также  ограничения на проведение внеплановых проверок (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336).

1 октября 2022 года в данное постановление внесли важные изменения: мораторий на плановые проверки продлили на 2023 год, а вот ограничения на внеплановые проверки уже не будут действовать (Постановление Правительства РФ  от 01.10.2022 № 1743).

В 2023 году внеплановые проверки разрешены.

Мораторий на проверки в 2023 году (как и в 2022 году) распространяется только на контрольные мероприятия, регулируемые: Законом № 248-ФЗ.  
Мораторий распространяется только на контрольные мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Это контрольные закупки, мониторинговые закупки, выборочный контроль, рейдовый осмотр, инспекционный визит, выездные и документарные проверки (ч. 2 ст. 56 Закона № 248-ФЗ). Профилактические и контрольные мероприятия без взаимодействия не запрещены. Профилактические визиты могут быть обязательными и необязательными. По общему правилу можно отказаться от обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган за три рабочих дня до даты его проведения.