Семинар по охране труда

32

30 мая 2019 года в администрации городского округа г. Выкса состоялся семинар для руководителей организаций городского округа г. Выкса, руководителей служб охраны труда и промышленной безопасности, специалистов по охране труда и других заинтересованных лиц на тему: «Практические вопросы реализации нормативно-правовых актов по охране труда».

В работе семинара приняли участие представители Министерства социальной политики Нижегородской области; Общероссийской общественной организации «Всероссийское объединение специалистов по охране труда»; Филиала №21 ГУ – Нижегородское региональное отделение ФСС РФ; Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Выкса, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах; отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.г. Выкса Главного управления МЧС России по Нижегородской обл.; АО «ВМЗ» и ООО «ВОСТОК-СЕРВИС Нижний Новгород».

Консультант отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда управления по труду и занятости министерства социальной политики Нижегородской области Минеев Евгений Александрович рассказал об актуальных вопросах во охране труда, а также о работе министерства в данном направлении. Он сообщил, что в соответствии с Законом Нижегородской области от 25.12.2017 № 175-З регистрацию коллективных договоров и соглашений по охране труда осуществляет теперь министерство социальной политики (ранее их регистрацией занимались органы местного самоправления). В ходе регистрации коллективных договоров были выявлены следующие типичные несоответствия: ошибки в терминологии; неверные нормы СИЗ; наименование должностей «Инженер ТБ и ОТ» (С 01.07.2013 года из Квалификационных справочников должность Инженер по охране труда исключена, вместо нее введена должность Специалист по охране труда); ссылка на систему управления охраной труда, разработанную в соответствии с Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, без учета специфики деятельности организации; не указываются меры по профиликтике ВИЧ/СПИД, пожарной безопасности, льготные пенсии не обоснованы посредством специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) и финансово-экономического обоснования. Телефон для справок по вопросам регистрации коллективных договоров: (831) 422-29-53.

Областной межведомственной комиссией по охране труда разработаны методические рекомендации на 2018 – 2019 годы.

Предложено в целях оценки качества СОУТ «списочных» профессий, а также при наличии конфликтных ситуаций, связанных с предоставлением гарантий и компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда, направлять материалы СОУТ на госэкспертизу условий труда в Минсоцполитики Нижегородской обл. При проведении СОУТ часто встречаются серьезные нарушения, влекущие за собой серьезные штрафы для работодателей. Например, необоснованное сокращение объёма измерений, отсутствие учета предложений работников об идентификации вредных и опасных производственных факторов (далее – ВОПФ), идентификация не всех ВОПФ, отсутствуют хронометражи (нестационарные рабочие места). Несоблюдение права работника на присутствие при СОУТ, не ознакомление или нарушение сроков ознакомления с СОУТ. Сводная ведомость результатов СОУТ зачастую не размещается на сайте организации. Необходимо помнить и о внесении во ФГИС СОУТ. Не проводится актуализация коллективных и трудовых договоров по результатам СОУТ, разработанный план мероприятий, как правило, носит формальный характер. Рекомендовано оформлять при проведении СОУТ опросные листы по сбору предложений работников по выявлению на рабочем месте потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов производственной среды для целей специальной оценки условий труда.

Систему управления охраной труда (далее – СУОТ) организации рекомендовано привести в соответствие с Приказом Роструда от 21.03.2019 г. №77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

Минеев Е.А. также обратил внимание на то, что внеплановая проверка в связи с несчастным случаем на производстве проводится в соответствии с требованиями статьи 360 ТК РФ и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе о создании и обеспечении функционирования СУОТ в соответствии с абз. 4 статьи 212 ТК РФ и Типового положения (утв. Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н).

Идентификация опасностей и оценка рисков в организации осуществляется Комиссией по охране труда и (или) соответствующими руководителями подразделений с учетом фактического состояния условий труда в рамках контроля за соблюдением требований охраны труда, а также во внеплановом порядке (по необходимости).

Работодатели на добровольной основе могут уже с 1 июля использовать свой метод:

ГОСТ ССБТ 12.0.230.4-2018 «СУОТ. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ».

ГОСТ ССБТ 12.0.230.5-2018 «СУОТ. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ».

Особое внимание Минеев Е.А. обратил на то, что на сайте Федеральной службы по труду и занятости размещены проверочные листы, применяемые при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства (всего 133). Их можно использовать для внутреннего аудита.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 №41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных и иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов».  Статьей 143 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности тяжкие последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровья или смерти одному или нескольким лицам. Субъектами данного преступления могут быть как руководители организаций, так и иные лица, на которых в установленном порядке возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда (впервые упоминаются специалисты по охране труда). Ответственность также могут нести представители организации или отдельные специалисты, оказывающие услуги в области охраны труда, и привлеченные работодателем по гражданско-правовому договору.

Генеральный директор Общероссийской общественной организации «Всероссийское объединение специалистов по охране труда» Колин Андрей Михайлович выступил с вопросом о развитии общественного контроля и актуальных проблемах в сфере охраны труда.

Всероссийским объединением специалистов по охране труда проводится Всероссийский общественный мониторинг в сфере безопасности и охраны труда. В этих целях заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Министерством труда и социальной защиты РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, Общественными палатами субъектов РФ, Государственными инспекциями труда в субъектах РФ. Проводится общественный контроль в сфере безопасности и охраны труда на основе Федерального закона от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Всероссийский общественный мониторинг в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда производится следующим образом. На уровне Общественных палат субъектов РФ создаются профильные рабочие группы по взаимодействию с гражданами и организациями при общественном контроле в сфере охраны труда. На уровне Общественной палаты РФ действует Комиссия по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Общественной палаты Российской Федерации. На уровне исполнительных органов государственной власти субъектов РФ организованы областные межведомственные комиссии по охране труда и общественные советы при органах исполнительной власти по труду субъектов РФ.

По итогам Всероссийского общественного мониторинга в сфере охраны труда были подготовлены предложения по изменению законодательства. Предложено снизить санкции по отдельным статьям КоАП РФ с учетом практики применения Рострудом санкций по КоАП. Например, штраф за допуск к работе работника, необученного по охране труда (п.5.24.1 ч.3) предложено снизить со 110 000 руб. до 2000 руб., т.к. размер данного штрафа должен быть сопоставим со стоимостью обучения по охране труда. ГБУ города Москвы «Жилищник района Ховрино» оштрафован на 37,5 млн. руб. (государственные инспекции труда накладывают штрафы за каждое нарушение, т.е. по количеству сотрудников, в данной организации 333 сотрудника не прошли обучение и проверку знаний по охране труда).

Совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей ведется работа по устранению противоречий между законодательством по охране труда и о санитарно-эпидемиологическом благополучии. К примеру, положения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», прямо запрещают осуществление трудовой деятельности в условиях вредного воздействия на человека (превышение ПДК). Это очевидно противоречит нормам трудового законодательства, согласно которому не только допускается работа во вредных и (или) опасных условиях труда, но и предусматривается некий объем гарантий и компенсаций за такую работу.

Пунктами 3.2.2., 3.2.6. СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно- эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» запрещается осуществление трудовой деятельности при превышении эквивалентного уровня шума 85 дБА. Однако существуют рабочие места, где технологические процессы и используемое оборудование не позволяет снизить эквивалентный уровень шума. В соответствии с  СанПиНом такие рабочие места нужно закрывать, что может привести к остановке всего производства и к огромным финансовым потерям. Достаточно много подобных ситуаций в секторе оборонной промышленности.

Многие избыточные требования обсуждаются на общественных площадках и находят отражение в изменении приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.11 г. №302н. Проект совместного приказа Минтруда и Минздрава России о признании утратившим силу п.п. 3.2.2.4: «электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени)» (Периодичность медосмотров: 1 раз в 2 года) исключит необходимость проведения медосмотров офисным работникам, работающим на ПЭВМ.

Разработаны новые методики измерений факторов производственной среды трудового процесса. Данные методики влекут дополнительные затраты организаций, проводящих СОУТ, а именно:

  • Аккредитация по новым методикам в Национальном органе по аккредитации;
  • Закупка и содержание измерительного оборудования (при этом некоторое оборудование не внесено в государственный реестр средств измерений РФ),
  • Проведение измерений в соответствии с новыми методиками увеличит время проведения измерений;
  • Не соответствуют ГОСТ ИСО 17025 (требования Росаккредитации). Новые методики не охватывают некоторые вредные производственные факторы, и без использования Методики 33-н, которая позволяла проводить измерения в соответствии с ГОСТами, будет невозможно оценить условия труда на многих рабочих местах;
  • Методики содержат ошибки в расчетах, что приведет к неверному установлению классов условий труда и нарушению трудовых и пенсионных прав работающих.

Необоснованные затраты и избыточные требования для организаций, проводящих СОУТ, что приведет к повышению стоимости услуг по специальной оценке условий труда.

Методики требуют доработки и согласования с профессиональным сообществом, объединением работодателей, профсоюзами и
с Национальным органом по аккредитации Российской Федерации.

Колин А.М. обратил внимание присутствующих на проблемы качества услуг в сфере охраны труда. В направлении специальной оценки условий труда он выделил следующие основные проблемы:

  • Демпинг со стороны организаций, оказывающих некачественные услуги в сфере охраны труда;
  • Низкий контроль качества оказываемых услуг, оказанных по цене, ниже экономически обоснованной стоимости (с учетом соблюдения сроков и процедур, необходимых для оказания услуги);
  • Сокращение области аккредитации после включения в реестр Минтруда (сокращенная область не соответствует минимальным требованиям ФЗ-426);
  • Слабая приборная база (использование одного прибора в разных регионах страны одновременно);
  • Создание «сетевых» организаций в регионах без приборов и экспертов
    (в штате только менеджеры-«продажники»), демпинг в этих регионах.
  • Неверное определение классов условий труда и размера компенсаций за вредные условия труда.

В сфере обучения по охране труда вызывает беспокойство:

  • Демпинг и продажа удостоверений без фактического обучения (результаты госзакупок: обучение по охране труда по 28 рублей);
  • Низкое качество преподаваемого материала;
  • Слабый преподавательский состав;
  • Слабый контроль качества обучения со стороны госорганов.

От качества услуг в сфере охраны труда зависит создание безопасных условий труда для работников; предотвращение несчастных случаев и травматизма при проведении качественного обучения и инструктажей по охране труда; предотвращение и своевременное выявление профзаболеваний при прохождении медицинских осмотров; установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, по результатам СОУТ (в том числе право досрочного выхода на пенсию); установление дополнительного тарифа взносов в Пенсионный фонд России по результатам СОУТ (с учетом класса условий труда); по результатам СОУТ: расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В заключении своего выступления Колин А.М. пригласил всех собравшихся на Международный форум по безопасности и охране труда – крупнейшее мероприятие в рамках общественного контроля в сфере охраны труда, направленное на повышение эффективности взаимодействия власти и институтов гражданского общества, который состоится 10-13 декабря 2019 в г. Москва, ВДНХ, павильон 75.

Следующим выступил начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.г. Выкса Главного управления МЧС России по Нижегородской обл. Куликов Валерий Вячеславович. Было доведено до присутствующих, что включает в себя «система обеспечения безопасности в организации и на предприятии», с какой целью она создается и какие элементы включает в себя. Акцентировано внимание на обучении работников организации требованиям пожарной безопасности, а также что из себя представляют и как пользоваться проверочными листами  при подготовке к плановым и внеплановым проверкам государственного пожарного надзора.

Начальник управления по безопасности труда дирекции по безопасности производства АО «ВМЗ» Мордвинов Алексей Сергеевич рассказал об опыте построения системы управления охраной труда на АО «ВМЗ». Он отметил, что обеспечивать безопасность в условиях роста объёмов производства, оптимизации численности, минимизации запасов возможно только через повышение культуры безопасности. Речь идет не только о культуре безопасности на производстве, но и о бытовой, которой в организации также уделяется большое внимание. Высокая культура безопасности подразумевает постоянный контроль над собственным поведением, поведением своих родственников, друзей и коллег 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

До 2013 года некоторые  травмы, полученные работниками на производстве, скрывались и выдавались за бытовые травмы. Данный факт выяснился при расследовании одного из несчастных случаев на производстве, который был скрыт, но расследован по заявлению пострадавшего, побоявшегося остаться инвалидом. В ходе расследования выяснились факты сокрытия еще 13 травм на производстве, которые были выданы за бытовые. Для борьбы с сокрытием производственных травм с 2013 года на предприятии началась работа по учету и ведению статистических данных по бытовому травматизму. В связи с этим наблюдается рост производственного травматизма в 2013 г. и 2014 г. С 2015 г. количество производственных травм стало снижаться. По итогам 2016 г. произошел рост бытового травматизма и для его снижения были необходимы инструменты профилактики.

Исходя из выявленных «проблемных зон» причин бытовых травм готовятся и размещаются на корпоративном портале статьи с рекомендациями по профилактике бытовых травм. Кроме того в общем доступе предусмотрена возможность комментирования статей, что позволяет сотрудникам давать обратную связь и делиться опытом. Руководитель проводит профилактические беседы с каждым работником получившим травму в быту. Размещается информация о травме на информационном листке «Мониторинг общего травматизма на участке». В рамках совещания работник, который получил травму,  информирует коллектив об обстоятельствах и причинах получения травмы. Кроме того, внедряется практика проведения руководителями обучения работников, получивших бытовые травмы, по разработанной Дирекцией по безопасности производства презентации, которая подготовлена исходя из анализа причин бытовых травм сотрудников предприятия. Обучение проводится в нерабочее время.

Бытовой травматизм влечет за собой следующие риски для работодателя: отсутствие работника на период больничного, оплата за замещение сотрудника на период его отсутствия, оплата больничного (за 3 дня). Поэтому экономический эффект от снижения бытовых травм для крупных предприятий огромный. К примеру, в 2018 году затраты АО «ВМЗ» только на выплаты работникам за три дня больничного отпуска составили 4 095 504 руб.

Когда-то результаты аудитов на АО «ВМЗ» регистрировались в журнале 1,2 ступени контроля и самое распространенное нарушение было – «Замечаний нет». В 2011г. специалистами по безопасности труда стали проводиться поведенческие аудиты безопасности с оформлением замечаний  посредством фотомониторинга. В 2012 г. к проведению аудитов безопасности стали привлекаться руководители (начальники цехов, ст. мастера, см. мастера) – 1 ступень контроля.  В 2014 г. была внедрена Система управления безопасностью труда (СУБТ), в которой была возможность регистрировать не только нарушения и замечания, но и положительные моменты, выявленные в ходе аудитов. Также данная система позволяла выгружать статистические данные по аудитам. С 2016 г. Для регистрации аудитов перешли к автоматизированной системе SAP EHSM. Но ничто не стоит на месте, поэтому с декабря 2018 г. АО «ВМЗ» перешло на Систему «OTPB.online», которая позволит регистрировать аудиты не только со стационарного компьютера, но и через приложение со своих мобильных телефонов.

В организации дейтствуют так называемые «Кардинальные правила безопасного поведения», которые обязаны соблюдать все без исключения сотрудники. Одним из важных пунктов является запрет скрытия информации «о произошедших авариях,  пожарах, возгораниях, инцидентах, браке в работе железнодорожного транспорта, фактах производственного травматизма,  фактах нарушения технологических режимов и потенциально опасных для  жизни и здоровья персонала и посетителей происшествиях. Каждый  очевидец данную информацию обязан сообщить в службу главного диспетчера…». Опыт показывает, что соблазн скрыть у линейного руководителя периодически возникает, поэтому очевидец должен позвонить не руководителю, а диспетчеру напрямую. Данная схема реально дисциплинирует и позволяет поменять решение. Таким образом, практика тотального сокрытия происшествий сходит на нет.

При расследовании несчастных случаев на производстве комиссии важно не упустить ни один факт из виду. В качестве примера стоит привести расследование в ДТБД с падением трубы северного потока, где помимо обрыва стропа развалилось колесо телеги крана и при выяснении данного факта выявили серьезные недоработки в организации ремонтов. Также при расследовании происшествий важно собрать все факты условий и событий и расположить их на временной шкале. Полезным инструментом является дерево причин или диаграмма Иссикавы.

Очень часто бывает, что комиссия намеренно уходит от коренной причины и члены комиссии не хотят признаться в ее наличии и придумывают способы ее не озвучивать. Вот пример. ТЭСЦ-3 падают трубы, вылетел один из крюков. Было выявлено масса сопутствующих причин, но основную никто не хотел озвучивать. А заключалась она в нехватке персонала. Стропальщик работал один и не мог одновременно с двух торцов контролировать натяжение стропов. Но на вопрос почему один, ответ был банальный. Оказалось, что стропальщики самостоятельно решили увеличить производительность и разделились. Для решения данной проблемы даже штат увеличивать не понадобилось. Но бывают случаи, когда и таких серьезных изменений не обойтись, но для этого нужно расследовать и использовать методику 5 почему. В расследованиях важную роль играет информирование о происшествиях, извлеченных уроках, а также контроля исполнения мероприятий. Особенно это касается мероприятий, которые распространяются не только на то место, где происшествие произошло, но и на аналогичные места. На одном из предприятий произошло падение стальной створки ворот со смертельным исходом одного из работников. В качестве мероприятий было установить страховочные цепи, сделали все, за исключением одного из подразделений. Когда понадобилось открыть ворота торгово-выставочного повильона, створка упала, чудом не придавив одного из работников. Ни одна электронная система не заменит приверженности руководителя, который пройдет и сам проверит исполнение поручения своими работниками.

Расширять функциональность обучения по безопасности АО «ВМЗ» стало с 2010 года, когда в организации произошло 5 смертельных случаев за один год. Помогали в этом консультанты Дюпон. На протяжении 7 лет система управления охраной труда организации развивается, добавляя каждый год новый инструмент в обучении. Череда тяжелых случаев и необходимость оказания Первой помощи, привели к подготовке группы внутренних тренеров по первой помощи.

Анализ происшествий, в которых оказывались сотрудники АО «ВМЗ» на дорогах, заставил развернуть новую программу по защитному вождению автомобиля, которое также плодотворно влияет на снижение количества происшествий на дорогах.

Столкнувшись с высоким показателем происшествий и высокой повторяемостью, было выявлено, что необходимо учиться правильно проводить расследования.

Понимая, что основным инструментом управления безопасностью является проведение качественных аудитов безопасности, были организованы мастер-классы проведения аудитов безопасности.

В целях придания нового импульса в развитии и повышении приверженности к вопросам безопасности у руководителей была реализована программа тренингов от руководителей «БезоПАСность от лидера». 

Следующим выступающим стала директор Филиала №21 ГУ – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Кокурина Ирина Евгеньевна, которая выступила с докладом о финансовом обеспечении санаторно-курортного лечения работников предпенсионного возраста, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Приказом Минтруда России от 03.12.2018 № 764н внесены изменения в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее Правила).

Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер может быть увеличен с 20 до 30 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления на санаторно-курортное лечение работников не ранее, чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

Воспользоваться путевкой на санаторно-курортное лечение могут не только работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Важно, чтобы работник относился к категории предпенсионера или пенсионера.

Отнесение работников к указанным категориям входит в компетенцию Пенсионного фонда России (ПФР). Чтобы получить информацию о том относится ли работник к категории предпенсионеров, ему следует обратиться клиентскую службу территориального управления отделения ПФР или в многофункциональный центр (МФЦ). Работодатель имеет возможность заключить соглашение об электронном информационном обмене с отделением ПФР для получения сведений о работниках предпенсионного возраста. В рамках соглашения, работодатель по закрытым каналам связи направляет в отделение ПФР запрос о предоставлении сведений по установленной форме. Отделение ПФР в сроки, определенные соглашением, направляет работодателю Сведения об отнесении гражданина к категории лиц предпенсионного возраста.

Список документов, представляемых страхователем для рассмотрения вопроса о финансовом обеспечении, последовательность действий можно узнать из Методических рекомендаций, размещенных на сайте ФСС. Задать вопросы, возникающие в связи с подачей заявления и документов можно обратившись в Филиал №21 по телефону: (83177) 6-05-96 – отдел страхования профессиональных рисков.

Заместитель начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Выкса, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах Боброва Марина Николаевна рассказала о соблюдении требований санитарного законодательства по обеспечению безопасных условий труда.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора г.о.г. Выкса проводится целенаправленная работа по контролю за соблюдением санитарного законодательства на промышленных предприятиях, проводится анализ состояния условий труда работающих, учет  профессиональной заболеваемости в округе. Основные нарушения, выявляемые при проведении проверок, за которые предусмотрена административная ответственность следующие:

•        Неудовлетворительная организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с требованиями приказа МЗ и СР РФ № 302н от 12.04.2011 года.

•        На предприятиях не проводятся углубленные медосмотры (не реже 1 раза в 5 лет в НИИ профпатологии)

•        Условия труда женщин не соответствуют требованиям санитарных правил

•        Результаты лабораторных и инструментальных исследований не соответствуют гигиеническим нормативам.

•        В большинстве случаев, в качестве санитарно-бытовых помещений используются приспособленные, не оборудованные помещения, в которых отсутствуют индивидуальные шкафы для хранения верхней и спецодежды, раковины для мытья рук, нарушается питьевой режим, из-за отсутствия централизованного водоснабжения.

•        Рабочие плохо обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Согласно 15 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» всем предприятиям необходимо размещать знак о запрете курения и специально отведенные места для курения. За нарушение данного закона также грозит административная ответственность в виде штрафа.

Неудовлетворительные условия труда на производстве приводят к профессиональной заболеваемости у работников. В 2018 году в Выксе было поставлено 9 предварительных диагнозов хронических профзаболеваний, составлено 9 санитарно-гигиенических характеристик условий труда и было поставлено 5 окончательных диагнозов. За теккущий период 2019 года поставлено 5 предварительных диагнозов.

Профессиональные заболевания за последние годы регистрируются на следующих предприятиях г. Выкса: ОАО «ВМЗ», ПАО «Завод корпусов». Острых профессиональных отравлений и профессиональных заболеваний в 2018 году не регистрировалось. Ведущее место в структуре профессиональных заболеваний занимают болезни органов  слуха (одно- и двух строронняя тугоухость), 2 место – болезни органов дыхания, 3 место – вибрационная болезнь и болезни опорно-двигательного аппарата.

Руководителям предприятий рекомендовано:

•        Разработать и выполнять ежегодные планы мероприятий по улучшению условий труда, в соответствии с типовым перечнем утвержденным приказом Минздравсоцразвития №181н, обратив особое внимание на условия труда женщин.

•        Обеспечить полный охват периодическими медицинскими осмотрами работников, а также не реже 1 раза в 5 лет направлять работников, занятых на работах с вредными условиями труда, для прохождения углубленных медицинских осмотров в центы профпатологии.

•        При наличии канцерогенных факторов в организации разработать санитарно-гигиенический паспорт канцерогенной организации согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области.

В заключении семинара выступил генеральный директор ООО «ВОСТОК-СЕРВИС Нижний Новгород» Павлюшкин Александр Викторович с вопросом об актуальных вопросах обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. Группа компаний «ВОСТОК-СЕРВИС» – лидер российского и европейского рынка средств охраны труда, ведущий разработчик, производитель и поставщик спецодежды, спецобуви, СИЗ, инструмента, сопутствующих товаров и комплексных услуг. В ГК «ВОСТОК-СЕРВИС» входят не только российские, но и зарубежные компании — Cerva Export Import a.s. (Чехия), Vektor Kft (Венгрия), Panda Sport s.r.l. (Италия), Select PPE (ЮАР) и многие другие.

Павлюшкин А.В. рассказал, что в соответствии с требованиями новой (действующей) редакции Приказа Минтруда РФ от 10.12.2012 г. № 580н, приобретать за счет ФСС готовые СИЗ, произведенные в России, Белоруссии, Казахстане, Армении, Киргизии, (при наличии соответствующего подтверждения) можно. Страна производства дерматологических СИЗ не регламентирована. Приобретать за счет ФСС спецодежду и спецобувь, произведенные в России, из тканей и утеплителей производства не РФ (в т.ч. Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии) нельзя. Призводимая компанией продукция соответствует требованиям Приказа Минтруда РФ от 10.12.2012 г. № 580н. Спецодежда, спецобувь и средства индивидуальной защиты от компании «ВОСТОК-СЕРВИС» соответствуют требованиям ТР ТС и российских ГОСТов.

Также Павлюшкин А.В. поделился с собравшимися информацией о том, как отличить качественные СИЗ. Существует 3 легальных способа заверения сертификатов: нотариусом; органом по сертификации, выдавшим сертификат; держателем сертификата соответствия (оригинальной печатью организации и подписью уполномоченного лица). Копии, заверенные несколькими печатями – первый сигнал того, что перед вами СИЗ сомнительного происхождения. Соответствие требованиям ТР ТС можно проверить на сайте Росаккредитации по адресу: http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/70/, через мобильное приложение «GetCHECK», а также изучив маркировку специальной одежды, обуви и СИЗ на предмет соответствия требованиям ТР ТС 019/2011. Все элементы маркировки обязательны. Отсутствие маркировки означает отсутствие защитных свойств и то, что изделие перед вами не является СИЗ. Приобретение и использование сомнительных СИЗ несет повышенные риски не только экономических потерь, но и является угрозой безопасности жизни и здоровья сотрудников.