Семинар об актуальных вопросах охраны труда с представителями организаций городского округа

7

В рамках празднования Всемирного дня охраны труда, во всех районах Нижегородской области проходили совещания и проводились мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников. Городской округ город Выкса не стал исключением. 18 мая 2016 года в администрации городского округа г. Выкса состоялся семинар по актуальным вопросам охраны труда.

В ходе семинара с докладами по наиболее актуальным вопросам охраны труда выступили представители министерства социальной политики Нижегородской области, Некоммерческого партнерства Центров Охраны Труда Приволжского Федерального Округа, а также территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Выксунском, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах.

Начальник отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда управления по труду и занятости Минсоцполитики Нижегородской области Иван Владимирович Тарасов рассказал о функционировании системы управления охраной труда в Нижегородской области, представил статистику состояния условий и охраны труда в Нижегородской области, в том числе в городском округе г. Выкса, где в силу промышленного характера развития города уровень производственного травматизма остается в 2,5 раза выше среднеобластного. Одной из главных задач в целях улучшения ситуации в сфере охраны труда является обеспечение информированности и компетентности всех заинтересованных сторон для  реализации необходимых управленческих действий в актуальных условиях.

В этих целях министерство социальной политики Нижегородской области подготовило следующие рекомендации:

  • провести корпоративные Дни охраны труда, совещания, круглые столы, посвящённые актуальным вопросам охраны труда, а также выездные семинары по обмену практическим опытом;
  • проанализировать реализацию организационных и технических мер, направленных на снижение напряжённости труда и профилактику стрессов на рабочих местах, в том числе руководящих работников;
  • активизировать представление материалов специальной оценки в целях оценки качества на государственную экспертизу в Минсоцполитики Нижегородской области;
  • завершить к 1 июля 2016 года переподготовку работников служб охраны труда в соответствии с профессиональным стандартом в аккредитованных образовательных организациях, имеющих лицензию на право реализации дополнительных профессиональных программ, и согласованную программу не менее 250 часов;
  • актуализировать Системы управления охраной труда и обучить персонал с учётом внедряемых в 2016 году Правил по охране труда;
  • принять участие в реализации предупредительных мер по охране труда за счет средств Фонда социального страхования.

Продолжая работу семинара заместителем генерального директора НП ЦОТ ПФО, заместителем генерального директора Общероссийской общественной организации «Всероссийское объединение специалистов по охране труда», членом рабочей группы по проведению Общественного мониторинга в сфере охраны труда при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ Александром Яковлевичем Евсеевым были освещены вопросы модернизации действующего законодательства в сфере охраны труда. Крупнейшим шагом в данном направлении явилось принятие Федеральных законов от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28.12.2013 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Введение в действие этих Федеральных законов позволило решить следующие основные задачи по внедрению на законодательном уровне экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда на рабочих местах, модернизации и замещения рабочих мест с вредными/опасными условиями труда:

  •    введена универсальная процедура специальной оценки условии труда с целью определения реальных условий труда на рабочих местах;
  •    созданы условия для обеспечения объективной оценки условий труда на рабочих местах, повышения ее качества и достоверности;
  •   установлены дифференцированные размеры дополнительных тарифов страховых взносов: «Чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте – тем ниже размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ»;
  •   усилена административная ответственность субъектов трудовых отношений за нарушение законодательства об охране труда, особенно за нарушения, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Задача по обсуждению вопросов совершенствования законодательства, сферы охраны труда возложена на рабочую группу по проведению общественного мониторинга в сфере охраны труда при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации.

Важнейшим направлением по правовому обеспечению охраны труда, активно реализуемым в настоящее время, является актуализация и переработка нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (правил по охране труда), утвержденных в разные годы уполномоченными органами исполнительной власти.

В ближайшем будущем до 2020 года планируется решать следующие задачи по изменению законодательства по охране труда:

1. Изменение трудового законодательства, внесение поправок в Трудовой кодекс РФ. При этом прежде всего ставится цель предусмотреть в трудовом законодательстве не просто соблюдение требований охраны труда на рабочих местах, а нормы, обязывающие все стороны на постоянной основе выявлять и исключать опасность травмирования и профессионального заболевания, т. е. предпринимать превентивные меры.

2. Окончательный отказ от «списков вредности» и переход к различным гарантиям и компен­сациям именно на основе реальной оценки условий труда.

3. Изучение законодательства в части охраны труда на малых предприятиях. В настоящее время российское трудовое законо­дательство ориентировано на круп­ные предприятия, а законодательство об охране труда (нормы, стандарты и др.) явля­ется достаточно обширным, детальным и со­держит различные факторы, очень специфи­ческие в своем применении. Поэтому планируется несколько ослабить соответствующие нормы для микро- и малого бизнеса, но, конечно, не в ущерб требованиям к охране труда и здоровью работников.

4. Совершенствование Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В настоящее время ведутся переговоры и консультации о том, чтобы выявлять на ранней стадии первичные признаки профессиональных заболеваний и давать возможность работнику пройти реабилитацию именно на этой стадии, выводя его из вредных условий труда. Это позволит в последующем использовать прежде всего механизм реабилитационных мероприятий, а не гарантий и компенсаций.

В целях обобщения мнений представителей работодателей, с последующим их обсуждением в Общественном совете при Минтруда России, для учета и внедрения в проекты предлагаем работодателям присылать свои предложения по модернизации законодательства в сфере охраны труда на указанную электронную почту: info@vosot.ru.

Завершая работу семинара заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Выксунском, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах Светлана Юрьевна Калмыкова выступила с докладом о нарушениях требований санитарного законодательства на промышленных предприятиях городского округа город Выкса при обеспечении промышленной безопасности. В ходе выступления Светлана Юрьевна напомнила собравшимся о необходимости проведения производственного лабораторного контроля за соблюдением санитарных правил (измерение показателей микроклимата, уровней освещенности, шума, электромагнитного излучения) даже на тех рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки признаны оптимальными или допустимыми. Также был сделан акцент на том, что предприятия малого бизнеса с целью экономии средств нередко заключают договоры на проведение выездных медицинских осмотров с медицинскими организациями, не имеющими лицензии на оказание данных услуг на территории городского округа город Выкса, что в свою очередь сказывается на качестве проведения медосмотров.